Это открытие служит истоком нового искусства в условиях старой цивилизации. Оно сделает эпоху и навсегда останется символом славы».
Изобретение г-на Дагера должно было привлечь внимание правительства, и изобретатель должен был получить торжественное вознаграждение. Для тех, кому не безразлична национальная слава, для тех, кто знает, что народ может блистать по сравнению с другими народами только на основании большего прогресса, который он делает в области цивилизации,P для тех, скажем мы, метод г-на Дагера является великим открытием.
Из этих соображений будет полезно, чтобы этот метод стал собственностью общества.
Оставаясь собственностью отдельного человека, метод долгое время находился бы и может быть отцвел бы на одном уровне; если же он будет передан обществу, он усовершенствуется и распространится вследствие сотрудничества всего общества.
Наоборот, если он будет передан обществу, то в руках художника, архитектора, путешественника, естествоиспытателя он найдет массу применений.
Главное достоинство метода г-на Дагера заключается в том, что он быстро дает изображения предметов для того, чтобы его сохранить или же размножить; поэтому понятно, что этот метод в pyкаx отдельного человека не мог бы быть в достаточной мере использован.
«Может быть, спросят,P и этот вопрос уже действительно был поставлен,P почему, если метод г-наPДагера так трудно было открыть, он его не попользует сам? Почему, при наличии столь мудрых законов, обеспечивающих как интересы изобретателя, так и общественное благо, правительство решило купить это изобретение, чтобы передать его обществу? Мы ответим на оба эти вопроса.
Очень хорошо сказал Гей-Люссак 30 июля 1839Pг. о том, что дальнейшие успехи фотографии заложены именно в ее коллективном общественном использовании и усовершенствовании:
Мы, современники и свидетели блестящих и все развивающихся успехов цветной фотографии, знаем, что прогнозы знаменитого ученого в данном случае оказались чрезмерно пессимистическими, но мы также хорошо знаем, что для решения этой задачи ученым и изобретателям потребовалось еще почти столетие, и что эта задача была решена только в результате огромных коллективных усилий в области развития и дальнейшего усовершенствования фотографий.
«Не следует забывать, что цветные предметы изображаютсяP(методам Дагера)Pне в их собственных красках, и так как различные лучи света действуют не одинаково на реактивное вещество, открытое господином Дагером, то гармония тени и света в изображениях цветных предметов неизбежно меняется. Это предел, поставленный новому открытию самой природой».
В своем докладе он еще раз вернулся к этой несомненно волновавшей его особенности дагерровских снимков.
«Мы с самого начала хотим отметить, абсолютно не желая умалить значения этого прекрасного открытия,P говорил Гей-Люссак,P что палитра художника в данном случае не очень богата красками: на ней имеются только черный и белый тона. Передача таким способом естественных красок на долгое время, а может быть и навсегда останется тщетным требованием, предъявляемым человеческому разуму».
Восторженно высказываясь об открытии Дагера и его перспективах, Гей-Люссак, однако, не мог не отметить одно свойство изображений, получаемых Дагером, которое, по меньшей мере, смущало Гей-Люссака и в перспективу преодоления которого он мало верил.
Это замечание Гей-Люссака,P приведенный им пример фотографирования поля битвы является, по существу, первым высказыванием о перспективах фотографии в той ее области, которая получила в дальнейшем и особенно в наше время самостоятельное широкое развитие и приобрела исключительное значение,P мы имеем в виду фоторепортаж.
«Перспектива пейзажа,P говорил Гей-Люссак,P передается в картинах Дагера с математической точностью,P ни одна мельчайшая, едва заметная деталь не ускользает от глаза и кисти этого нового художника, и так как для завершения его произведения требуется только три четыре минуты, то, например, поле битвы с его следующими друг за другом фазами может быть изображено с совершенством, недостижимым никакими другими средствами».
Доклад Гей-Люссака был значительно более кратким, но не менее ярким, нежели доклад, сделанный Араго в палате депутатов. Подчеркнув те стороны и перспективы нового открытия, которые отмечал Араго, Гей-Люссак выдвинул ряд новых положений, характеризовавших значение этого изобретения.
Полет Био и Гей-Люссака
Предстояло провести закон в верхней палате палате пэров Франции. Здесь также была создана специальная комиссия по изучению законопроекта, и с докладом от имени этой комиссии выступил в верхней палате 30 июля 1839Pг. знаменитый химик и физик Луи Жозеф Гей-Люссак, открывший в 1802Pг. закон одинаковости температурного расширения газов (закон Гей-Люссака), совершивший в 1804Pг. два замечательных научных полета на воздушных шарах, установивший в 1813Pг., что иод является химическим элементом, и обогативший науку рядом других открытий и опытов исключительного значения.
Доклад Гей-Люссака. Принятие законопроекта
Доклад Гей-Люссака. Принятие законопроекта
Комментариев нет:
Отправить комментарий